Музыкальное
развитие дошкольников в аспекте ФГОС
Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее
Стандарт), - это ориентация нового документа на социализацию и
индивидуализацию развития ребёнка о возрасте от 2 месяцев до 8 лет.
Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации
и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим
все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится
условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная
деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных
отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир
для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания
программы в соответствии со Стандартом.
Образовательная область
Основное содержание образовательной области «Музыка»,
к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования,
теперь представлено в образовательной области «Худо- жественно-эстетическое
развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть
большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области
затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребенку дошкольного возраста в
этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями
искусства к целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу,
способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды
искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих
задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства - это
отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок
научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника,
композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и
воспитателя.
Итак, образовательная область «Художественно -
эстетическое развитие» предполагает:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства {словесного, музыкального, изобразительного),
мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему
миру:
• формирование элементарных представлений о видах
искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы,
фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности
детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).
В других образовательных областях, обозначенных в
Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.
Так, например, касательно образовательной области
'Социально коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках.
Образовательная область «Познавательное развитие»
предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о
планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии
стран и народов мира.
В образовательной области «Речевое развитие» речь
идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи.
Образовательная область «Физическое развитие»
подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и
гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной
сфере.
Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка
в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и
мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников,
ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и
праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия
музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и
чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников.
Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим
миром, миром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций,
переживаний и чувств.
Музыкально-двигательная активность, игра на детских
музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на
музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и
двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной
сфере.
Комментариев нет:
Отправить комментарий